Совместное заявление об этом было подписано в ходе прошедшего вчера Международного морского саммита, созванного Великобританией. Страны, среди которых Дания, Франция, Германия, Греция, Индонезия, Нидерланды, Норвегия, Филиппины, Саудовская Аравия, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, согласились на новые международные меры, в числе которых – открытие иностранных границ для моряков и увеличение числа коммерческих рейсов, чтобы активизировать усилия по репатриации. По оценкам специалистов, на сегодняшний день более 200 000 моряков застряли на борту с истекшими сроками контрактов, еще столько же – на берегу ожидают возможности выйти в море и заработать себе на жизнь. Решение, которое должно упростить ротацию членов экипажей, поддержала Международная организация труда (МОТ).
– Я приветствую скоординированные усилия социальных партнеров и международного сообщества по ответу на кризис, созданный пандемией коронавируса в морском секторе, и призываю государства-члены МОТ поддержать имплементацию этого совместного заявления, – заявил генеральный директор МОТ Гай Райдер.
Международная морская организация (ИМО), давно призывавшая к признанию за моряками статуса ключевых работников, также высказалась за принятое решение.
В свете прошедшего саммита Международная федерация транспортников (МФТ) призвала страны всего мира как можно быстрее выдать морякам визы, а также сделать для них исключение из пограничных и карантинных ограничений, чтобы решить вопрос смены экипажей и облегчить сложившийся кризис.
– Государства приняли заявление, в котором они обязуются срочно осуществить ряд мер, чтобы предотвратить глобальный кризис, который разворачивается в море для более чем 200 000 моряков, застрявших в ловушке на борту судов, работающих после завершения срока контрактов, отчаянно желающих вернуться домой, – заявил генеральный секретарь МФТ Стивен Коттон. – Мы благодарим эти страны и призываем всех министров и должностных лиц, которые подписались под заявлением, продолжать работу над этими критически важными обязательствами в своих государствах, обеспечить практические исключения и разрешения, которые позволят морякам свободно передвигаться, будут способствовать безопасной смене экипажей и репатриации на родину.
Коттон призвал к крупномасштабным и немедленным действиям: «После того, как на протяжении нескольких месяцев кризис смены экипажей становился все хуже, правительства должны выполнить свой долг. Это значит, что государства порта, куда заходят суда; государства флага, где они зарегистрированы; транзитные узлы с аэропортами; родные страны моряков – все должны сделать визовые, карантинные и пограничные исключения для членов экипажей уже сегодня. Не завтра, и не на следующей неделе.
– МФТ и другие представители отрасли, среди которых ИМО, МОТ, представители судовладельцев, уже давно предупреждает государства о том, что их отказ от решительных действий, предоставления морякам статуса ключевых работников и необходимых исключений, отсутствие в большинстве случаев доступных рейсов влекут за собой серьезные риски для благополучия моряков, морской безопасности и цепочки поставок, – отметили в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Хорошо, что часть стран осознала эту проблему. Главное, чтобы их намерение сделать все возможное для восстановления нормальной смены экипажей привело к немедленным и так давно необходимым действиям, а за ними последовали и другие.
По материалам ILO, Splash247, IMO, ITF