ФАС не будет регулировать ставки лоцманов

1 июня 2017 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила приказ «Об изменении регулирования деятельности лоцманских организаций в морских портах Российской Федерации», который отменяет государственное ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги лоцманской проводки судов в российских морских портах.

По информации ведомства, после вступления приказа в силу государство перестанет устанавливать тарифы для лоцманских организаций, но будет проводить мониторинг цен и соблюдение субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации. Кроме того, ФГУП «Росморпорт» «обязан разработать и внедрить раздельную систему учёта затрат, исключающую перекрёстное субсидирование между регулируемым и нерегулируемым сегментами деятельности». Из Реестра субъектов естественных монополий лоцманов не исключат, за ними сохранится обязанность ежеквартально предоставлять ФАС информацию об установленных тарифах на услуги.

«Проведённый ведомством анализ показал наличие устойчивой конкуренции между лоцманскими организациями. Для товарного рынка характерны низкие барьеры входа, что способствует дальнейшему увеличению численности хозяйствующих субъектов, развитию конкуренции между ними и повышению качества услуг, предоставляемых потребителям», – цитирует замглаву ФАС Александра Редько портал SeaNews.

Однако председатель Межрегионального профсоюза лоцманов Владимир Кабанов считает, что реальная ситуация отличается от того, как её описывают в ведомстве.

– Мы считаем, что Александр Редько не вполне владеет ситуацией, – говорит Владимир Кабанов. – Совершенно неясно, что и каким образ анализировал ФАС. Мы не видим реальной конкуренции. Например, в порту Приморска работает только ООО «Альбатрос», в Высоцке – ООО «Болтик Пайлот», и так далее по многим портам. Возможно я не прав, но на мой взгляд, ситуация больше похожа на сговор по разделу рынка. Мы наблюдаем вовсе не рост численности субъектов, а напротив – их сокращение. Вспомните хотя бы ликвидацию ГП «Лоцман-Крым» два года назад. О каких «низких барьерах входа» идёт речь? Попробуйте войти на этот «рынок» со своей организацией. Заявление о повышении качества услуг также подлежит сомнению – достаточно вспомнить аварии судов, например «Avila Star» или «Delta Pioneer», причиной которых стала, в том числе, ошибка лоцманской проводки.

Владимир Кабанов отмечает, что при разработке и обсуждении проекта приказа представителей самих лоцманов в ФАС не приглашали. Остаётся дождаться вступления приказа в силу и посмотреть, как он отразится на состоянии лоцманской службы.