Только колдоговор делает условия труда моряков прозрачными

В период пандемии инспекторы труда Российского профсоюза моряков продолжают посещать суда в портах страны, поскольку торговый флот, а значит, и члены экипажей, ни на минуту не прекратили свою работу. Так, в порту Калининград на борту «Star Zeta» (ИМО 9284477, флаг Маршалловых Островов) и «Mehmet A» (ИМО 9418822, флаг Мальты) побывал инспектор труда Калининградской региональной организации РПСМ Петр Дзендзелюк. 

Если точнее, то на первый теплоход его не пустил капитан. Он сообщил, что на судне нет коллективного договора, и есть прямой запрет от компании – «не пускать на борт инспекторов труда». Вдобавок к этому капитан не разрешил другим морякам общаться с представителем профсоюза и лично дождался, чтобы инспектор покинул судно. 

– К сожалению, не удалось узнать, кто работает на «Star Zeta», уровень заработка моряков, все ли у них хорошо, – сказал Петр Дзендзелюк. – Судовладельцу – «Star Bulk Carriers Corp» – отправили нотис о необходимости подписать коллективный договор.

Однако давно доказано: когда на судно не пускают инспектора, значит, компании есть, что скрывать. Думать, что запрет судовладельца является неопределимым препятствием для представителя профсоюзной организации-члена МФТ, не стоит. Ведь инспекторы работают в тесном сотрудничестве с контролирующими органами, включая портовый контроль. И это позволяет решать многие вопросы. 

Второй теплоход – «Mehmet A» – оказался полной противоположностью «Star Zeta». Здесь инспектору уделили внимание и ответили на вопросы. Как выяснилось, на борту есть коллективный договор, поэтому индивидуальные контракты моряков и условия труда в полном порядке. 

– Замечаний от них не поступило,  – сказал Петр Дзендзелюк. – Единственное, что бросилось в глаза, – моряки на судне загружены работой: записи рабочих часов в плотную достигают максимума, но за рамки, установленные Сводной конвенцией о труде в морском судоходстве, не выходят. В среднем они работают по 70 часов в любой семидневный период. 

Оба примера еще раз показывают, что только наличие коллективного договора МФТ на борту делает условия труда моряков прозрачными, гарантирует им защиту и поддержку профсоюза и Международной федерации транспортников по всему миру, устанавливает достойный уровень оплаты труда не ниже международных стандартов, страховое покрытие в случае потери трудоспособности или смерти. 

Кроме того, коллективный договор МФТ улучшает положения КТМС в области заработной платы, страхования жизни и длительности контракта.