
Сегодня в Государственном университете морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова начал работу двухдневный Пленум, посвященный обсуждению вопросов морского образования, в частности, федеральных государственных образовательных стандартов и особенностях их реализации. В повестке – обсуждение итогов работы федеральных учебно-методических объединений (УМО), оптимизации перечня профессий в области кораблестроения и водного транспорта с учетом мнения работодателей и образовательных организаций, вопросы разработки и согласования примерных программ дополнительного профессионального образования для плавательских специальностей. Будет рассмотрена роль работодателей в формировании основных образовательных программ, тонкости разработки отраслевых профессиональных стандартов и многое другое.
Председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков в приветственном слове участникам Пленума рассказал о проблемах, которые стоят перед морской отраслью, с точки зрения профсоюза.
– Если мы хотим по-прежнему оставаться великой морской державой, то сегодня нужно уделять особое внимание уровню подготовки специалистов. Мы ежедневно общаемся с нашими международными партнерами, и хорошо знаем все узкие места. Да, наши моряки – командный состав – по-прежнему востребованы и имеют хорошую репутацию. Но вчерашние выпускники, которые приходят на флот, – их уровень подготовки оставляет желать лучшего. У них недостаточно практики, у них недостаточно опыта общения в замкнутом пространстве на судне. Кроме того, молодежь постоянно испытывает стресс, – отметил Юрий Сухоруков. – Вы все прекрасно знаете, что судоходная отрасль последние 5-7 лет находится в состоянии острого кризиса, судовладельцы стараются снизить издержки – часто за счет сокращения экипажа: проводят так называемую оптимизацию расходов за счет моряков. Они почему-то считают, что тот минимальный состав, который рекомендован МОТ для работы на судне, – это нормальный экипаж. Мы все знаем, что это не так. Отсюда аварии и катастрофы на море. Статистика нам сообщает, что в 95% случаев роковую роль играет человеческий фактор. А это стрессовые ситуации и недостаточный опыт.
Юрий Сухоруков отметил, что все это происходит на фоне технологической революции. Несколько лет назад мы и представить себе не могли, что в морской отрасли появится, как минимум, еще 12 новых профессий, например, пилот дрона или капитан виртуального судна, специалист по 3Д-печати или кибербезопасности, по защите данных и автоматизации судна. В Норвегии, например, уже работает виртуальное судно.
– Там нет экипажа, – сказал председатель РПСМ. – Но капитан виртуального судна есть. И таких специалистов нам придется в ближайшее время готовить.
А это другой уровень образования, преподавания, подготовки. При этом сложно говорить об улучшении качества образования, потому что привлечь в преподавательский состав действующих капитанов, офицеров с мостика сложно. Главная причина, по которой они не захотят пойти преподавать в альма-матер, – крайне низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава. Офицер на флоте за несколько дней зарабатывает столько, сколько преподаватель Макаровки за месяц. Это никак не способствует привлечению молодых и грамотных преподавателей в вуз, хотя их опыт и знания современных судов и условий – именно то, что нужно нынешним курсантам.
Кроме того, система подушевого финансирования образовательных учреждений, которая существует на сегодня, она ни к чему не ведет, – убежден Юрий Сухоруков.
Третья, основная проблема – это отсутствие учебно-производственных судов.
– На разных уровнях поговорили об этом, проекты разработали и даже согласовали, но дальше этого дело не пошло, все тихо умерло. А ведь без практики невозможно подготовить качественного специалиста. В прошлом году 43 выпускника судоводительского факультета не получили рабочие дипломы. В советское время это было невозможно даже теоретически, – пришел к выводу Юрий Сухоруков.
На фоне того, что явных изменений в лучшую сторону пока не наблюдается, радует, что в скором времени будет возрождена военная кафедра. Ее закрытие председатель РПСМ назвал преступлением. Потому что военная подготовка очень важна для будущих моряков во всех аспектах, к тому же она дисциплинирует и вырабатывает хорошую привычку – умение командовать. Это может морякам в сложной ситуации спасти жизнь. Всегда важно, чтобы кто-то мог взять принятие трудного решения в опасной ситуации на себя, но и этому нужно учиться.